Специальность 5-04-0714-01 «Технологическое обеспечение машиностроительного производства»
(квалификация – техник)
Срок обучения в дневной форме получения образования на основе общего базового образования – 3 года 7 месяцев
(обучение осуществляется за счет средств бюджета)
Основные виды профессиональной деятельности:
обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
производство инструментов;
производство крепежных изделий;
производство шестеренок, элементов зубчатых передач и приводов.
Объекты профессиональной деятельности:
производственный и технологический процессы и их разработка;
материалы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка) и автоматизации;
нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность и технологическая документация.
Подготовка техника осуществляется для работы в организациях и на предприятиях машиностроительного комплекса и в других отраслях промышленности.
Специалист может работать в механических, механосборочных, инструментальных и ремонтных цехах, в лабораториях, технологических и конструкторских бюро и отделах машиностроительных предприятий, коммерческих и образовательных учреждений на должностях техника-технолога, техника по наладке и испытаниям, техника по инструменту и других должностях специалистов со средним специальным образованием.
Профессии рабочего: токарь, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением, шлифовщик, зуборезчик, зубошлифовщик, резьбошлифовщик, токарь-полуавтоматчик, шевинговальщик, доводчик-притирщик, протяжчик, сверловщик, слесарь механосборочных работ.
ВЫПИСКА
из образовательного стандарта специальности
5-04-0714-01 «Технологическое обеспечение машиностроительного производства»
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИСВАИВАЕМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13. Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):
УК-1. Владеть культурой мышления, быть способным к восприятию, обобщению и анализу мировоззренческих и психолого-педагогических проблем в сфере межличностных отношений и профессиональной деятельности;
УК-2. Владеть знаниями об истории становления и развития белорусской государственности;
УК-3. Уметь анализировать основные категории, понятия и достижения, характеризующие уровень исторического развития правовой культуры;
УК-4. Соблюдать права и обязанности гражданина, обращаться к актам законодательства в различных жизненных ситуациях, организовывать и участвовать в общественно значимой деятельности;
УК-5. Владеть принципами и методами деловых коммуникаций, анализировать конфликтные ситуации;
УК-6. Владеть базовыми навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и белорусском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и профессиональных задач;
УК-7. Владеть базовыми навыками коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения;
УК-8. Соблюдать нормы здорового образа жизни, выполнять требования, предъявляемые к гражданину в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
УК-9. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
УК-10. Использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях на основе оценки достоверности информации, применять цифровые технологии для создания и представления информации;
УК-11. Участвовать в разработке и реализации бизнес-плана организации, уметь находить возможности для профессионального развития.
14. В рамках выполнения трудовых функций выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее – ПК):
ПК-1. Анализировать наиболее общие философские проблемы бытия, познания, ценностей и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
ПК-2. Применять НПА и ТНПА, регламентирующие профессиональную деятельность, и анализировать акты законодательства в соответствующих правоотношениях;
ПК-3. Владеть навыками деловых коммуникаций, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
ПК-4. Использовать языковые средства русского и белорусского языков в практической деятельности;
ПК-5. Использовать коммуникативные умения (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо) на иностранном языке в сфере профессионального общения;
ПК-6. Соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
ПК-7. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать санитарно эпидемиологические требования, а также требования гигиенических нормативов к организации производственного процесса;
ПК-8. Выполнять планирование деятельности структурного подразделения, организовывать работу исполнителей, создавать в коллективе обстановку взаимопомощи, применять психологические приемы руководства, соблюдать этические нормы и нормы права в общении;
ПК-9. Анализировать сущность предпринимательской деятельности, факторы, мотивы, обуславливающие ее развитие, основные этапы организации предпринимательской деятельности;
ПК-10. Оценивать организационно-правовые формы организаций, владеть методикой расчетов показателей эффективности использования основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов организации и их нормирования;
ПК-11. Владеть основами электротехники и электроники, принципами работы электрических машин, контрольно-измерительных приборов;
ПК-12. Владеть основами проектирования и конструирования механизмов и деталей машин, основами расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах нагружения;
ПК-13. Владеть методикой расчета допусков и посадок деталей, выбора и применения контрольно-измерительных инструментов и приборов;
ПК-14. Осуществлять выбор марки материала для различных деталей и инструмента, видов химико-термической обработки для конструкционных и инструментальных сталей, рационального способа получения заготовок;
ПК-15. Использовать ТНПА, регламентирующие область стандартизации и контроля качества;
ПК-16. Оценивать параметры точности при проверке качества изделий на всех этапах изготовления;
ПК-17. Использовать информационные технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессиональной деятельности;
ПК-18. Участвовать в выборе технологического оборудования, режущего инструмента для определенного вида обработки, обеспечивать рациональную эксплуатацию режущего инструмента и оборудования, назначать оптимальные режимы резания для заданного вида обработки;
ПК-19. Анализировать технологичность разработанных или усовершенствованных конструкций технологического оборудования и оснастки машиностроительного производства;
ПК-20. Рассчитывать технические нормы времени для выполнения работ на металлорежущих станках;
ПК-21. Владеть методикой разработки технологических процессов изготовления изделий в соответствии с требованиями ТНПА, регламентирующих профессиональную деятельность;
ПК-22. Оценивать методы и основные направления организации и совершенствования машиностроительного производства;
ПК-23. Определять потребность участка механического цеха в технологическом оборудовании и рассчитывать численность основных рабочих для его обслуживания;
ПК-24. Анализировать кинематические схемы станков, владеть принципами их работы, выполнять кинематические расчеты;
ПК-25. Выполнять расчеты по кинематической настройке станков;
ПК-26. Анализировать принципиальные схемы гидравлических, пневматических и комбинированных приводов, осуществлять их эксплуатацию и настройку;
ПК-27. Оценивать механические характеристики электропривода и электродвигателей, владеть принципами построения электрических схем электрооборудования;
ПК-28. Владеть методикой расчета основных характеристик приводов технологического оборудования;
ПК-29. Выбирать наиболее экономически целесообразный вид привода для станочного оборудования;
ПК-30. Выбирать станочное приспособление для механической обработки заготовок в зависимости от технологических возможностей оборудования и типа производства;
ПК-31. Разрабатывать теоретические схемы базирования и схемы установки заготовок;
ПК-32. Разрабатывать конструкцию станочного приспособления; производить расчет усилия зажима, выбор основных параметров зажимных устройств приспособления и рассчитывать приспособление на точность;
ПК-33. Выбирать и эффективно использовать технологическое оборудование, инструмент, технологическую оснастку и материалы;
ПК-34. Оформлять конструкторскую и технологическую документацию в соответствии с требованиями ТНПА;
ПК-35. Владеть методикой разработки управляющих программ для основных видов автоматизированного оборудования на основании заданного технологического процесса обработки детали;
ПК-36. Разрабатывать, контролировать и редактировать управляющую программу в ручном режиме и с помощью систем автоматизированного программирования;
ПК-37. Владеть принципами автоматизации разработки технологических процессов механической обработки деталей;
ПК-38. Создавать и редактировать рабочие чертежи в графическом редакторе, технологическую и сопроводительную документацию при помощи программного комплекса систем автоматизированного проектирования;
ПК-39. Анализировать назначение гибких производственных модулей и гибких автоматизированных участков;
ПК-40. Выбирать оборудование для автоматических линий и гибких автоматизированных систем;
ПК-41. Анализировать порядок проектирования машиностроительного производства и основные принципы выбора технологического оборудования и структуры цеха;
ПК-42. Выполнять планировку участка механического цеха;
ПК-43. Определять оптимальные режимы и иные условия работы технологического оборудования и оснастки, обеспечивающие требуемые результаты;
ПК-44. Оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;
ПК-45. Обеспечивать безопасные условия труда при эксплуатации технологического оборудования;
ПК-46. Осуществлять ведение учетно-отчетной документации;
ПК-47. Участвовать в подборе, расстановке и обучении кадров;
ПК-48. Принимать управленческие решения в рамках своей компетенции;
ПК-49. Выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих в соответствии с выпуском 2 ЕТКС;
ПК-50. Соблюдать законодательство о труде.
Перечень
специальностей с сокращенным сроком обучения, по которым можно продолжить обучение в учреждениях высшего образования после окончания обучения по специальности 5-04-0714-01 «Технологическое обеспечение машиностроительного производства» в Минском городском машиностроительном колледже
№ п/п | Код специальностей общего высшего образования, специального высшего образования | Наименование специальностей общего высшего образования, специального высшего образования |
1. | 6-05-0714-02 | Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты |
2. | 6-05-0718-01 | Инженерная экономика |
3. | 6-05-0719-01 | Инженерно-педагогическая деятельность |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
№ п/п | Организации и предприятия, на которые распределяются выпускники данной специальности: | Квалификация специалиста, профессия рабочего (разряд) |
1. | ОАО «Минский тракторный завод» | Техник рабочие профессии: - токарь 3-4 разряд; - фрезеровщик 3-4 разряд; - оператор станков с программным управлением 3-4 разряд |
2. | ОАО «Минский завод шестерен» | |
3. | ОАО «Минский завод «Термопласт» | |
4. | ОАО «Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова» | |
5. | РУП «Белгазтехника» |