Специальность 5-04-0715-03 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств»
(квалификация – техник-механик)
Срок обучения в дневной форме получения образования на основе общего базового образования – 3 года 7 месяцев
(обучение осуществляется за счет средств бюджета и на платной основе)
Основные виды профессиональной деятельности:
техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Объекты профессиональной деятельности:
ТС, система ТО и ремонта, механизмы, агрегаты, приборы, детали;
технологические процессы технического диагностирования, ТО и ремонта ТС;
средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка, используемые при выполнении работ по ТО и ремонту ТС, их сборочных единиц);
нормативные правовые акты (НПА), технические нормативные правовые акты (ТНПА), регламентирующие профессиональную деятельность, техническая и технологическая документация
Подготовка техника-механика осуществляется для работы в организациях и на предприятиях по обслуживанию и ремонту автомобилей. Основная профессиональная деятельность связана с разработкой технологических процессов, диагностированием, обслуживанием и ремонтом автомобилей, организацией, планированием и управлением этими процессами, разработкой методов и средств механизации технологических процессов.
Специалист может работать на должности техника, техника по эксплуатации и ремонту транспортных средств, техника по наладке и испытаниям систем и механизмов транспортных средств, других должностях специалистов со средним специальным образованием.
Профессии рабочего: слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по топливной аппаратуре, монтировщик шин и шиннопневматических муфт, вулканизаторщик, кузовщик.
ВЫПИСКА
из образовательного стандарта специальности
5-04-0715-03 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств»
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИСВАИВАЕМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13. Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):
УК-1. Владеть культурой мышления, быть способным к восприятию, обобщению и анализу мировоззренческих и психолого-педагогических проблем в сфере межличностных отношений и профессиональной деятельности;
УК-2. Владеть знаниями об истории становления и развития белорусской государственности;
УК-3. Анализировать основные категории, понятия и достижения, характеризующие уровень исторического развития правовой культуры;
УК-4. Соблюдать права и обязанности гражданина, обращаться к актам законодательства в различных жизненных ситуациях, организовывать и участвовать в общественно значимой деятельности;
УК-5. Владеть принципами и методами деловых коммуникаций, анализировать конфликтные ситуации;
УК-6. Владеть базовыми навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и белорусском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и профессиональных задач;
УК-7. Владеть базовыми навыками коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения;
УК-8. Соблюдать нормы здорового образа жизни, выполнять требования, предъявляемые к гражданину в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
УК-9. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
УК-10. Использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях на основе оценки достоверности информации, применять цифровые технологии для создания и представления информации;
УК-11. Участвовать в разработке и реализации бизнес-плана организации, уметь находить возможности для профессионального развития.
14. В рамках выполнения трудовых функций выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее – ПК):
ПК-1. Анализировать наиболее общие философские проблемы бытия, познания, ценностей и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
ПК-2. Применять НПА, ТНПА, регламентирующие профессиональную деятельность, и анализировать акты законодательства в соответствующих правоотношениях;
ПК-3. Владеть навыками деловых коммуникаций, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
ПК-4. Использовать языковые средства русского и белорусского языков в практической деятельности;
ПК-5. Использовать коммуникативные умения (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо) на иностранном языке в сфере профессионального общения;
ПК-6. Соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
ПК-7. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
ПК-8. Обеспечивать требования экологической безопасности, определять степень экологической безопасности конкретного технологического процесса, предпринимать в пределах своей компетенции меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
ПК-9. Планировать деятельность структурного подразделения, организовывать работу исполнителей, создавать в коллективе обстановку взаимопомощи, применять психологические приемы руководства, соблюдать этические нормы и нормы права в общении;
ПК-10. Раскрывать сущность предпринимательской деятельности, факторы, мотивы, обуславливающие ее развитие, основные этапы организации предпринимательской деятельности;
ПК-11. Характеризовать организационно-правовые формы организаций, участвовать в организации расчетов показателей эффективности использования основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов организации и их нормирования;
ПК-12. Владеть правилами проектирования, построения и чтения чертежей и схем, составлять спецификации в соответствии с требованиями технической документации;
ПК-13. Владеть основами проектирования и конструирования механизмов и деталей машин, основами расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах нагружения;
ПК-14. Владеть основами электротехники и электроники, принципами работы электрических машин, измерительных приборов;
ПК-15. Выбирать марку материала для различных деталей и инструмента и назначать виды термической и химико-термической обработки для конструкционных и инструментальных сталей, выбирать рациональный способ получения заготовок;
ПК-16. Рассчитывать допуски и посадки деталей, выбирать и применять контрольно измерительные инструменты и приборы;
ПК-17. Использовать ТНПА, регламентирующие требования в области технического нормирования, стандартизации и контроля качества продукции;
ПК-18. Выбирать и использовать системы ТО и ремонта для технической диагностики при ТО и ремонте ТС, обеспечивать его работоспособное состояние и рациональную техническую эксплуатацию;
ПК-19. Проводить разборочно-сборочные работы агрегатов, механизмов и приборов ТС, проводить сравнительную характеристику эксплуатационных свойств ТС и их сборочных единиц, анализировать устройство и взаимодействие деталей механизмов, агрегатов и систем ТС;
ПК-20. Определять техническое состояние ТС, выявлять и анализировать причины возникновения отказов и неисправностей их сборочных единиц (систем, механизмов, агрегатов) и деталей, владеть навыками их устранения;
ПК-21. Определять производственную программу по ТО и ремонту, владеть технологией разработки технологических процессов ТО и ремонта ТС, выбирать рациональные методы организации системы ТО и ремонта ТС;
ПК-22. Участвовать в проектировании или реконструкции производственных участков, отделений и зоны ТО и ремонта ТС;
ПК-23. Оформлять технологические документы в соответствии с требованиями ТНПА;
ПК-24. Применять марки эксплуатационных материалов в зависимости от технических характеристик автомобилей и условий эксплуатации, разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экономный расход эксплуатационных материалов;
ПК-25. Осуществлять организацию движения ТС, выбирать и рассчитывать количество ТС для выполнения перевозок, рассчитывать технико-эксплуатационные показатели работы ТС на маршрутах;
ПК-26. Анализировать состояние безопасности движения и обеспечивать безопасность участников дорожного движения, давать оценку дорожно-транспортным ситуациям, оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
ПК-27. Анализировать причины дорожно-транспортных происшествий, оценивать техническое состояние механизмов и систем автомобилей, влияющих на безопасность движения;
ПК-28. Анализировать устройство и взаимодействие элементов электрооборудования и электронных систем автомобилей, анализировать, выявлять и устранять неисправности приборов, аппаратов и систем электрооборудования автомобилей, электронных устройств автомобилей;
ПК-29. Использовать информационные технологии и современные методы автоматизированного проектирования, средства вычислительной техники в профессиональной деятельности;
ПК-30. Соблюдать законодательство о труде;
ПК-31. Выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих в соответствии с выпуском 2 ЕТКС, выпуском 31 ЕТКС, выпуском 52 ЕТКС.
Перечень
специальностей с сокращенным сроком обучения, по которым можно продолжить обучение в учреждениях высшего образования после окончания обучения по специальности 5-04-0715-03 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств» в Минском городском машиностроительном колледже
№ п/п | Код специальностей общего высшего образования, специального высшего образования | Наименование специальностей общего высшего образования, специального высшего образования |
1. | 6-05-0714-01 | Технологии высокотемпературной обработки материалов |
2. | 6-05-0714-03 | Инженерно-техническое проектирование и производство материалов и изделий из них |
3. | 6-05-0714-06 | Оборудование и технологии вакуумной, компрессорной и низкотемпературной техники |
4. | 6-05-0715-03 | Автомобили, тракторы, мобильные и технологические комплексы |
5. | 6-05-0715-05 | Силовые установки |
6. | 6-05-0715-07 | Эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов |
7. | 6-05-0715-10 | Технологии транспортных процессов |
8. | 6-05-0719-01 | Инженерно-педагогическая деятельность |
9. | 6-05-0722-02 | Мехатронные системы и оборудование деревоперерабатывающих производств |
10. | 6-05-0821-03 | Сервис и инжиниринг лесных машин и оборудования |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
№ п/п | Организации и предприятия, от которых поступили заявки на подготовку специалистов по данной специальности: | Квалификация специалиста, профессия рабочего (разряд) |
1. | ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» | Техник-механик рабочие профессии: -слесарь по ремонту автомобилей 3-4 разряд; - слесарь по топливной аппаратуре 3-4 разряд; - монтировщик шин и шинно-пневматических муфт 3-4 разряд; - вулканизаторщик 3-4 разряд; - кузовщик 3-4 разряд |
2. | ГП «Минсктранс» | |
3. | ОАО «МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД» |